Архитектурные решения различных форм и помещений

О наболевшем



pic_1Для восприятия целостной картины, которую я попытаюсь обрисовать для открытого обсуждения, предлагаю вернуться в недалекое прошлое, результаты которого мы видим, по сей день на улицах в виде бетонных монументов с сотнями одинаковых окон, символизирующих благосостояние советских граждан, с истинно русскими названиями «Хрущевка», «Серия 90»… и тд. Результатом данных творений, стали годы бурного расселения и заселения  по всей могучей родине, в которой махом перестроили как сознание, так и подход к проектированию и строительству. Бесспорно, что задачи, которые ставились, были грамотно решены на бумаге в отчетах бесконечных съездов. Но, как всегда у нас бывает, не были учтены возможные последствия, в частности, то сознание, то представление о жилище, которое было создано годами жизни в социальном жилье. Воплощение этого сознание мы увидели в период набора стартового капитала населением в 90-е годы, с растущими, как грибы, замками и сундуками. Все это было связано с неспособностью архитекторов создать более грамотные проекты из-за отсутствия опыта, а главное, желания заказчиков, запросить нечто большее, чем коробку. В эти моменты стало ясно, что у нас громадный провал вкуса и технологий. При этом до сих пор неясно, что преобладало больше, и что мы смогли развить к сегодняшнему моменту.pic_2

Попытки восполнить упущенное были неоднократные, в том числе и в политике, что также сказывалось на все отрасли. С начала пытались старую схему приблизить к запросам и уровню населения, но попытка провалилась из-за отсутствия рыночной конкуренции, видимых прослоек населения и адекватно развивавшихся запросов. Дальше взгляд упал на стабильный и уверенно развивающийся запад со своими локальными системами, объединенными в единую цепь. Компании, активно предлагающие свои технологии, которые очередной раз не учитывают всех сложностей и коварства нашей среды – результат на лицо. Мелких порывов перейти к чему-то кардинально новому было несметное множество, бесспорно, что на ошибках учатся, но экспериментировать можно бесконечно – ведь прогресс не стоит на месте.

Наилучшим доказательством копирования с запада является всеобщая компьютеризация, в бум которой считалось, что это панацея от всех бед в проектировании. Вот только панацея обернулась растущей опухолью, бороться с которой пытаются локально, да и то не везде. А появление ее было неслучайным, ведь за адские машины сажали всех без разбору: пожилых специалистов, людей, которые были не в состоянии воспринять такого рода информацию из-за отсутствия подготовки. Но внезапно возникшее условие подгребало всех под одни правила на уровне закона, как в те самые пятилетки, которые до сих пор эхом идут за нами по пятам вот уже сколько лет. Так и в этот раз, за короткий промежуток времени мы с гордостью говорим, что наша работа стала приближаться к уровню Европы, так как галочка напротив строки «система автоматизированного проектирования» уверенно стоит. А кто задумывался о значении данных слов? Кто придавал большое значение выбору пакетов, в которых работать?

Удивляться, конечно, нечему, ведь какие задачи перед нами ставили те и выполнили: заменить ГОСТ-овский ватман и карандаш «конструктор» на мерцающие мониторы. В результате мы имеем не CAD (САПР) систему, а все те же листы бумаги вот только напечатанные, а не вычерченные, или того хуже – мотаться с одной дискетой и яростно кричать о срочности. А ведь прогресс уже давно шагнул вперед и ничего не стоит обмениваться данными на расстоянии, связывать все в единую систему, где подвижки одной части одной специальности сразу влияют на всю систему в общем. И не звучит как научная фантастика, что  проектировщик через Интернет сможет дать нужную информацию строителю, стоящему у бетономешалки с КПК или помочь в решении  нестандартных проблем. Стремление зарубежных компаний к мгновенному обмену информацией между разными профессиями не случайно, ведь оно  позволяет ускорить процесс в десятки раз, добиваясь при этом большей точности и грамотности, а также отслеживать процесс строительства и на ранних стадиях избежать нестыковок. В отличие от нашей привычки все распечатать поставить росписи и отвезти огромные белые простыни на стройку.

Неудивительно, что не решились старые проблемы, а только появились новые, связанные с борьбой с разными стандартами и мышлением – ведь большинство проектных пакетов разработаны за рубежом – русские пакеты скорее исключение из правила (имеются в виду программы способные конкурировать с общемировыми) – а как следствие, слабая адаптация к нашим требованиям. Многие программы выпускаются на языке производителя, что для многих пользователей становится серьезной преградой, но безграмотный перевод программ зачастую еще более усугубляет ситуацию. Во-первых, это ситуация, когда человек работает на разных компьютерах с разными версиями перевода, во-вторых, это проблемы с литературой, где чаще всего названия даются на языке производителя(то есть английском), а пользователь пытается сопоставить их с русским переводом.

А какие перспективы нас ждут, ведь самое страшное впереди, так как научиться куда проще, чем переучиваться. Следующая волна – переход на лицензионное программное обеспечение, масштабы последствий которой будут не менее плачевны первой. Суть проблемы, как всегда, банальна – высокая стоимость программ и оборудования, что связано с разным уровнем жизни в России и «развитых странах». А ведь откуда взяться более дешевой продукции, когда мы не способны конкурировать с мировыми монополистами. Но бухгалтеры и экономисты смогли обойти эту проблему действительно европейским способом, а именно: развивая собственный лицензионный софт по ценам российского рынка.

Вполне естественно, что любой руководитель будет выбирать более дешевый софт, не задумываясь о функциональном назначении. По-другому и быть не может, потому как практически любой продукт мы используем на десятую долю, и мы находим миллион аргументов (прежде всего для самих себя) чтобы перешагнуть в немного другую стадию проектирования, где некоторые вопросы полностью лягут на плечи компьютера, а другие будет легче решить. И все это реально на сегодняшний день, и не нужно ждать завтра, когда это станет такой же необходимостью, как и переход с бумаги на ПК, ведь проблемы будут те же. pic_3

Абсурд ситуации в нежелании отдельных людей отказываться от созданных каждым системы в обмен на систему, разработанную специалистами (хотя и специалистов то у нас и нет – несколько человек на город). Конечно, все не так печально, ведь активно развивается область менеджмента, которая обязана решать данные проблемы. НО: нужно время, чтобы было воспитанно поколение хороших менеджеров, способных решить такие задачи, и технологов нового уровня, оперирующих современными технологиями.

Будет неправильно сказать, что это основная проблема в нашей структуре, но парадоксально, что все остальные задачи и проблемы зеркально похожи и имеют похожие решения. Успех будет только при глобальном подходе, и полном восприятии картины.

Технические проблемы имеют вполне конкретные решения, а вот нестабильное развитие потребности в стилистике и уровне проработки художественной части архитектуры и дизайна не дают однозначного ответа на сложившуюся ситуацию. Одно из направлений это разделение уровня архитектуры на рынке как в ценовой, так и в социальной плоскостях. Это должно способствовать повышению качества проектирования, поддерживая запросы потребителя.

Печально наблюдать многочисленные заблуждения в подходе к созданию проекта, копирование других проектов (зачастую очень неграмотное), ошибочный подход при работе с заказчиком. И немаловажный аспект это упор на создание презентационных материалов для проекта в ущерб его архитектурной ценности, что приобретает массовый характер. Современный уровень архитектурной визуализации приводит к тому, что зачастую человек (и архитектор и заказчик) смотрит на красивую картинку и видит не суть, а красоту визуализации. Кроме того, такое положение дел дает почву для работы большого количества «фрилансеров», которые за грошовую цену делают красивые, но совершенно нефункциональные интерьеры (речь идет в большей степени об интерьерах, потому как именно в этой области люди, которые освоили «трехмерку», но ничего не понимают в проектировании, начинают себя применять, считая, что обладают достаточным уровнем знаний). Для того чтобы проиллюстрировать сказанное, достаточно зайти на любой российский трехмерный портал.pic_4_s

Во-первых, благодаря таким людям падает авторитет архитектора-дизайнера как профессии. Когда въедливый заказчик начинает смотреть такие картинки, то понимает, что кроме «красоты» в картинке ничего нет. Во-вторых, как уже было сказано, такие свободные визуализаторы часто работают по демпинговым ценам, что соответственно бьет по рынку в целом. В-третьих, зачатую принимаются решения, которые прямо противоречат элементарному здравому смыслу: например, перенос стояков и несущих колонн в многоэтажном здании. Возникает вопрос: а чем занимались господа архитекторы в своих учебных заведениях шесть лет? Выходит, и не нужно было тратить так много времени и сил – освоил 3dmax и вперед. Я хочу подчеркнуть то, что говорю не об исполнителях, которые воплощают чужие проекты, а исключительно о людях, которые, не имея знаний и таланта в проектировании, начинают создавать «шедевры», а потом обижаются, что им в форумах пишут целую телегу претензий по дизайну. А они-то думали, что это так просто – взял да и нарисовал (как многие выражаются) интерьер, а чего тут сложного? Проблема еще в том, что благодаря таким людям заказчик, который и без того не сильно-то углублен в тонкости процесса, начинает думать, что проект – это очень легко и быстро, обычный вопрос, который я предлагаю занести в цитатник: «Ну вам же это не сложно?» ;)

Понятно, что в конце концов каждый займет свою нишу, но негативный эффект достаточно серьезен. И останется он в тоннах гипсокартона, пачках глянцевых картинок, но не более.

P.S. Хочу выразить особую благодарность всем моим знакомым в спорах и беседах с которыми все это слилось в вышеизложенную статью, ну а разгрести помог ее Seregey18 за что ему отдельный респект.