Архитектурные решения различных форм и помещений

Архитектура конструктивизма

Значительных успехов в 20— 30-х гг. 20 в. достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транс порта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми ули цами. Необходимость разрешить осложнившую ся проблему транспортного обслуживания и обеспечить нормальные санитарные и жилищ ные условия населению, порож дают градостроительные проекты и новые фор мы расселения людей. Они характеризуются стремлением смягчить в городах социальные контрасты и устранить чрезмерную концентрацию населения. Вокруг больших городов в неко торых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки и т. д. со строго функ циональным расчленением территории. Внимание архи текторов привлекли задачи не только промыш ленного, но и массового жилищного строитель ства, разработка жилых комплексов с эконом ными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. Больше внимания уделяется проектиро ванию районов, архитектурному оформлению ландшафтов. Разрабатываются универсальная классификация улиц и принципы их сочетания, создаются сети городских магистралей, незави симых от переходных улиц и рассекающих го род на ряд обособленных пространств. В проек тировании городов нового типа и крупных промышленных пред приятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, заро дившейся на рубеже 19—20 вв. Этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма.

Конструктивизм – это стиль архитектуры Советского Союза периода 1920х и начала 1930х годов. Этот стиль сочетает продвинутую технологию, инженерные системы и явную коммунистическую социальную направленность. Хотя этот стиль был разделен на несколько соперничающих между собой направлений, было создано много интересных проектов, часть из которых была реализована.  В начале 1930х этот стиль вышел из моды у властьпридержащих. Конструктивизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры. Конструктивизм в архитектуру пришел из более широкого направления конструктивистского искусства, которое само вышло из русского футуризма. Конструктивистское  искусство пыталось применить трехмерное кубистское видение к  абсолютно абстрактным беспредметным конструкциям с кинетическим элементом. После революции 1917 года всё внимание было обращено к новым социальным требованиям и промышленным задачам нового времени. Выделилось два четких направления: первое – в реалистическом манифесте Антуана Певзнера и Наума Габо, посвященного пространству и ритму, а второе – представляло борьбу в комиссариате Просвещения между теми,  кто отстаивал чистое искусство и продактивистами (практики конструктивизма),  такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Владимир Татлин, группой социально-ориентированных художников, которые считали, что искусство должно участвовать и в промышленном производстве. Прикладной конструктивизм.
Непосредственно сразу после гражданской войны казна СССР была пуста и строить новые дома было не на что. И тем не менее, в 1921 году появилась советская авангардная школа Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские), которую возглавлял архитектор Николай Ладовский, который организовал АСНОВА (ассоциация новых архитекторов). Методы обучения были фантастическими; использовались  элементы психологии формы (гештальт-психологии), проводились смелые эксперименты с формой (например, стеклянный подвесной ресторан Симбирчева).  Среди архитекторов входящих  в эту ассоциацию были: Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и молодой Бертольд Любеткин.
Проекты 1923 –1935 годов,  например, горизонтальные небоскребы Лисицкого и Марта Штама, павильоны Константина Мельникова, демонстрируют оригинальность и амбиции этой группы. Мельников спроектировал Советский павильон на Парижской выставке изобразительных искусств 1925 года, где он пропагандировал новый стиль. Его комнаты  были спроектированы Родченко. Другой пример конструктивизма можно увидеть в фильме «Аэлита» (1924), где экстерьеры и интерьеры Александра Экстера смоделированы в угловой геометрической форме.  Государственный магазин Моссельпром 1924 года также построен в раннем  модернистском стиле для нового поколения  покупателей Новой экономической политики;  Мосторг архитекторов братьев Весниных, построен тремя годами позже. Современные офисы для общественности были также популярны, например, головной офис «Известия». Он был построен в 1926-1927 годах Григорием Бархиным.
В силу политических обязательств и  замены на сталинскую архитектуру механистические динамичные формы конструктивизма  перестали быть частью философии международного стиля, как это определяли Филипп Джонсон и Генри-Рассел Хичкок. В их книге упоминалось только одно здание  из СССР – электрическая лаборатория правительственной группы под руководством Николаева. В 1960-х конструктивизм реабилитирован до определенной степени и  ещё более дикие экспериментальные проекты эпохи (как например, театр Глобус)  и лишенная всяких излишеств «хрущёвка» стали результатом многочисленных экспериментов. За пределами СССР конструктивизм рассматривали  как альтернативу более радикальную, чем модернизм , его наследие можно увидеть  в работах совершенно разных дизайнеров: Команда 10, Архиграмма, Кензо Танге, а также во многих работах  бруталистов (от французского термина «b?ton brut» — «необработанный бетон»). Их интеграция авангарда и повседневной жизни имеет параллели с ситуационистами, особенно чётко это прослеживается в  проекте Ги Дебора и Константа Ньювенхая «новый вавилон».



1 комментарий »

  1. паша! приятно узнать, что вы с почтением относитесь к конструктивизму… я отношу себя к категории «бешеных фанатов» :) этого стиля с раннего детства.
    Текст вашей странички о конструктивизме мне нравится, хотя …
    «Этот стиль сочетает продвинутую технологию, инженерные системы и явную коммунистическую социальную направленность.» Хочу оговориться сразу, что социальная направленность и «коммунистическая» это не совсем однозначно точное определение. Я думаю, что слово коммунистический тут не помогает, а только запутывает. Советский конструктивизм и коммунисты – это разные категории. То, что почти все объекты, построенные в стиле конструктивизм – социально полезные – ДА! Окрашены ли они как-то коммунистической идеологией – НЕТ! КАк раз именно поэтому с 1933 года фактически конструктивизм стал вне закона в СССР благодаря рвению секретарей ВКПб.
    Что касается технологии – то правда в том, что эстетически конструктивизм как стиль архитектуры подразумевал высокий уровень строительной техники и передовые технологии строительного производства. Но суровая правда в том, что СССР в 20е-30е годы был отсталой страной, которая только в 1929 собралась заняться индустриализацией. Строительство в реале велось из кирпича и дерева артелями сезонных рабочих из крестьян, ехавших на заработки. В этом был трагический конфликт высокого духовного содержания стиля и возможностей практического исполнения в жизни этих передовых идей. Зачастую здания, похожие на ж.б. были из кирпича. я пытаюсь что-то рассказать об этом времени и конструктивизме здесь:
    http://www.citywalls.ru/forum/topic518.html

    Comment by Boris Vorobyev — 13.03.2011 @ 14:31

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий