Архитектурные решения различных форм и помещений

Театр им. М.Горького

В Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два экспоната: макет храма макет театра Василия Блаженного и нашего театра.

* * *
В конце 1920-х стало окончательно ясно, что ни одна ростовская сцена (а их было более 10-ти!) не годится для масштабных постановок. Городской совет признает «состояние театрального дела в Ростове совершенно катастрофическим». И принимает решение построить здание. Объявили ВСЕСОЮЗНЫЙ конкурс, в котором приняли участие 25 авторов. Первую премию присудили профессору Бархину, но потом что-то не сложилось и театр строился по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха, представивших свой проект вне конкурса
Газеты 1930-х много писали об этой стройке. Вот выдержка из газеты «Труд» (9.10.1935 г.): «Ростовский театр построен исключительно на местные средства (…). В этом огромная заслуга краевых и городских организаций».
А теперь представьте громадное здание театра объемом в 220 тысяч (!) кубометров и зрительным залом на 2200 человек! (для сравнения: ныне в реконструированном после войны театре – 1165 мест). Могли такое строительство потянуть провинциальные организации?
Через три недели после заметки в «Труде», газета «Красный кавалерист» (28.10.1935 г.) обнародовала совершенно иную информацию: «Почти в 20 миллионов рублей обойдется советскому союзу (!) строительство нового ростовского театра (…). В какой еще стране можно найти что-либо подобное?». И действительно, ни в какой! Ни одну страну в мире так не колеблет из стороны в сторону, как Россию: Театральные заведения старого Ростова отличались теснотой коридоров, гримуборных и даже зрительных залов. Театр драмы построили как бы в противовес им всем, предав черты подлинного дворца искусств.

МЕСТО

Место для строительства будущая Театральная площадь выбирали долго: «Где строить театр, который по своим очертаниям должен напоминать трактор» – думала городская власть. Предлагали перекресток Энгельса (ныне Большая Садовая) и Ворошиловского проспекта, незастроенные земли к северу от Красноармейской и т.д. Окончательный выбор – площадь Революции, она занимала пустырь, отделявший Ростов от Нахичевани. Строительство театра по сути объединило два соседствующих города (не смотря на то, что Нахичевань стала частью Ростова еще в 1929 году).

НАЗВАНИЕ

Пока возводился «трактор», городской театр, который стал называться Большой драматический, занял театральное помещение, построенное в 1906 году купчихой Машонкиной на месте нынешнего цирка. 26 сентября в Большом театре состоялся торжественный вечер, посвященный 40-летию литературно-общественной деятельности М. Горького. Тогда же было объявлено постановление Ростовского горсовета: «принять предложение Союза писателей и присвоить вновь строящемуся театру имя М. Горького».

НАКАНУНЕ СПЕКТАКЛЯ…

Так называлась публикация в газете «Правда «, напечатанная Здание театра в 1935 г. за полгода до открытия театра. Авторы сайта считают своим долгом процитировать ее читателям. Ощутите чувство счастья, с которым ждали открытия этого дворца искусств.
«(…) В четыре года Ростов выстроил один из лучших театров страны. Театральный зал (…) вмещает множество зрителей, а портальная арка сцены на несколько метров превышает арку Большого театра в Москве. В театре нет ни галерки, ни «слепых» и «глухих» точек, ни закутков, где мечутся ошалелые буфетчики и гардеробщики, ни проплеванных, тошнотворных курилок.
Зритель получит прекрасную чашу зала, где самое последнее место отделяют от сцены 37 метров. Здесь есть концертный зал, мраморное фойе, театральный музей, ресторан, библиотека, зал для гуляющих, для курящих, лекторий и, наконец, зал для посетителей, желающих провести антракт в тишине…
А какой из российских театров может похвастаться залом, где воздух, всосанный из цветников, окружающих здание, очищенный водяным фильтром от пыли, сменяется шесть раз в час!
(…) Актер получает в этом театре не меньше. В его распоряжении сцена с кругом диаметром в 25 метров и двумя вертушками на просцениуме – целая площадь глубиной в 53 метра, на которой могут проплывать корабли, маршировать армии, вырастать улицы и дворцы.
Два мощных органа сопутствуют оркестрам в залах театра.
Сто пятьдесят моторов будут вращать здесь кольца кругов, переносить декорации, двигать макеты или поднимать сразу весь планшет сцены.
(…) По заказу Ростова Харьковский электрозавод выпустил очень сложный регулятор света, позволяющий создавать из пяти основных цветов 150 комбинаций и оттенков (большинство современных театров не имеет и половины этих комбинационных возможностей, – авт.), «Волькин аппарат», изготовленный впервые, позволит превращать фоновое полотно в бурное небо, а шум ветра, пенье птиц, канонаду и прочие шумы ставит театру известный мхатовский мастер Попов.
Интересно, что освещение зала будет связано с характером пьесы. Зрительный зал Свет скользит в этом зале вдоль полированных ниш, и режиссеру предоставлена полная возможность залить стены солнечным светом или заревом, подчеркнуть освещением искрометность комедии или трагическую сцену спектакля.
(…) Чтобы не наградить Ростов рядовым дворцом из бетоно-фанеры, начальнику «Театростроя» А.М. Стамблеру пришлось проявить выдумку (…) Театр открыл собственные карьеры в Крыму и на Украине, чтобы для строительства ломать мрамор, шлифовать стекло, выплавлять медь, а в Ростове для «трактора» изготовлялись пресловутые ручки и шпингалеты. Даже мягкая мебель из красной кожи, строго гармонирующая с внутренним обликом здания, изготовлена мастерскими театра. И вместе с тем приходилось думать о грандиозном парке с фонтанами, цветниками и аллеей, вынесенной к самому Дону (…).

Для освещения театра и приведения в действие его механизмов построена специальная электрическая подстанция, мощность которой равна электрической станции, освещавшей весь дореволюционный Ростов.

АКУСТИКА

Сегодня нельзя говорить Сцена с уверенностью о том, какой была акустика в театре – в войну здание было разрушено, а после реконструкции оно немного поменяло свой облик. Известна шутка Р.Я. Плятта, перефразировавшего строки из песни: «Я другой такой не знаю сцены, где так плохо слышен человек». Плохая акустика была свойственна многим советским театрам, построенным до войны. Дело в том, что после революции почти не осталось мастеров звука: при старом режиме их главной работой считалась правильная организация колокольных звонов.
Еще одна версия плохой слышимости в театре. В послереволюционное время шепот на сцене считался никчемным пережитком прошлого. На сцене в 1920-30-х гг. надо было стучать, строчить из пулемета, скандировать революционные лозунги…
Но вот интересно, венгерский писатель Белла Иллеш, побывавший с визитом в Ростове, писал: «Если со сцены не гремят пушки, не грохочут паровозы, а звучит тихое человеческое слово или еле слышный вздох – его слышно в каждом уголке зрительного зала».
А вот цитата из «Таганрогской правды» (14.09.1935 г.): «Акустика не оставляет желать ничего лучшего. Недавно для пробы в зрительный зал были приглашены 1,5 тысяч человек. Со сцены пионерка читала стихи. В самых далеких точках партера и балкона все было прекрасно и отчетливо слышно».

ГОРЕЛЬЕФЫ

'Горельеф

Весь мир знает наш Театр им. М. Горького как уникальный памятник архитектуры. На это чудо приезжают посмотреть туристы. Но мало кому известно, что горельефы, украшающие фасад театра, создавал великий художник Сергей Корольков, уроженец станицы Константиновской, донской казак, эмигрировавший в США. Всемирно известный скульптор и график, он первый иллюстрировал «Тихий Дон» Шолохова. Сам Михаил Александрович говорил, что лучше Королькова его произведения не иллюстрировал никто.

'Горельеф

ИСТОЧНИКИ:

«Накануне спектакля…»// «Правда», 24.03.1935 г.
Бор. Анненский. Перелистывая страницы архива (из истории театральных зданий Ростова).// Литературный Ростов, кн.7,1940 г.
Газетные вырезки, собранные Б. Норфрейльдом в 1935 году.// Альбом N 6, архив библиотеки СТД.




Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий