Архитектурные решения различных форм и помещений

Ле Корбюзье (Le Corbusier)

lecorbusierЛе Корбюзье (Le Corbusier), настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере (06.10.1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария -27.08.1965, Кап-Мартен, Франция), французский архитектор швейцарского происхождения, теоретик новой архитектуры, живописец и дизайнер, в проектах которого соединились современный функционализм и яркая скульптурная экспрессивность. Он был одним из основателей «всемирного стиля» и был его самым талантливым пропагандистом. В архитектуре он следовал функционализму своего поколения, но имел также сильное чувство экспрессионизма. Он был первым архитектором, который изучил и применил аскетичный шероховатый бетон. В одном из своих известных высказываний: «Дом – это машина для жилья» – выразил идею целесообразности архитектуры. Архитектор настаивал на том, чтобы проектирование здания осуществлялось так же продуманно, как и конструирование техники.
Знаменитый архитектор родился 6 октября 1887 года в Ла-Шо-де-Фоне (Швейцария), в старинной семье граверов и художников. Там же обучался декоративно-прикладному искусству в Школе искусств. Уже в отроческом возрасте освоил технику эмали, которой успешно покрывал часовые циферблаты. В 1907-1911 годах предпринял путешествие в европейские центры древней цивилизации. Он познакомился с Йозефом Гофманом, одним из основателей немецкого «Веркбунда» и пропагандиста внедрения в архитектуру элементов промышленности. В мастерской Огюста Перре изучал применение железобетона в архитектуре и в 1916 году построил свой первый дом с железобетонным каркасом. Учился у Петера Беренса, пионера промышленного дизайна и учителя функционалистов Гропиуса и Мис ван дер Роэ. В 1917 году в Париже он подружился с идеологом пуризма Амеде Озанфаном. Они вмести внедряли в живопись элементы «машинного века», упрощая силуэты вещей, и в 1918 году выпустили теоретический труд «После кубизма». Их идеи легли в основу его концепции современной архитектуры. Позже, уже под псевдонимом «Ле Корбюзье», архитектор излагал эти идеи в собственном журнале «Экспри нуво» («Новый дух») (1920-1925), а также в книгах «К архитектуре» (1923) и «Градостроительство» (1925). Ле Корбюзье сформулировал 5 отправных точек современной архитектуры: 1.Колонна, поддерживающая жилище и освобождающая под ним территорию. 2.Сплошные горизонтальные ленты окон. 3.Свободная планировка интерьера. 4.Свободная композиция фасада, вынесенного перед каркасом. 5.Сад на плоской крыше. Этими принципами руководствовались многие архитекторы XX века. Ле Корбюзье воплотил эти принципы в вилле Савой (1928-1930) и в, так называемой, «жилой единице»- 17-этажном жилом доме в Марселе (1947-1952). Здание оказало огромное влияние на дальнейшее развитие архитектуры. Впоследствии были возведены жилые единицы в Нант-Резе, Западном Берлине, в Фермини. И везде свои архитектурные идеи Ле Корбюзье выражал с помощью нового строительного материала – железобетона. Он, как никто другой, умел «превращать железобетонный каркас в средство архитектурной выразительности». В градостроительных проектах 1920-30-х годов архитектор развивал идею вертикального города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озелененными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности (планы «Вуазен» для Парижа, Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). В течение 12 лет, начиная с 1930 года, Ле Корбюзье занимался планировкой Алжира. Многие его идеи были реализованы при сооружении дома Центросоюза в Москве (1928-1935), постройка которого осуществлялась при участии архитектора Н.Колли. Теории Ле Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1933), и изложены в его книгах «Лучезарный город» (1935) и «Три человеческих установления» (1945). В последней – зодчий не только перечислил недостатки существующих городов, но и сформулировал новые принципы градостроительства. Во время оккупации он написал книги: «Не перепутье», «Судьба Парижа», «Дом для человека». Конструируя здания без наружной отделки (Министерство просвещения и здоровья в Рио-де-Жанейро, 1936-1945), Ле Корбюзье положил начало брутализму. В проекте Министерства просвещения и здоровья участвовали также Лусиу Коста (р.1902) и Оскар Нимейер (р.1907). В 1940-х годах Ле Корбюзье создал систему гармонических величин – модулор, основанную на пропорциях человеческого тела, которую предложил в качестве исходных размеров для строительства и художественного конструирования. По окончании войны архитектор занимался реконструкцией городов Сен-Дис, Ла-Рошелб и Немур. В послевоенные годы широкую известность получила его теория урбанизации, поддержанная Международным союзом архитекторов CLAM и реализованная в планировке индийского города Чандигарха (1951-1956). Ле Корбюзье разработал до мельчайших деталей проект капеллы Нотр-Дам-дю-О в Роншане, представляющей высшее достижение эстетики функционализма. Постройкам Ле Корбюзье 1950-х – начала 60-х присущи мощная и тонко нюансированная пластика, остро выявленная архитектоника форм, световые и пространственные эффекты, сочетание различных материалов, нарядная полихромия. В этот период созданы Чандигарх , разработан генеральный план Боготы. Последние годы он уделял все большее внимание организации внутреннего пространства, соотношению функции схемы здания и его архитектурных структур. В течение 27 лет Ле Корбюзье играл ведущую роль в Международном конгрессе архитекторов (CIAM). Знаменитый архитектор оказал влияние на современную архитектуру не только идеями, но и педагогической деятельностью. В числе его учеников – известные архитекторы: Маэкава, Колли, Фрай, Сакакура, Кандилис и многие другие.

источник sak.ru




Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий